в

День солидарности и свободы в Польше

День солидарности и свободы в Польше

       День солидарности и свободы является национальным праздником в Республике Польша, который отмечается ежегодно 31 августа. Он посвящен августовскому соглашению 1980 года. Несмотря на статус национального праздника, обычно это рабочий день, если только он не приходится на выходные.

       Ненасильственная борьба против авторитарного коммунистического правительства в Польше началась вскоре после того, как коммунисты убрали парламентские выборы в 1946 году. Однако потребовалось более трех десятилетий гражданского сопротивления, которое велось все это время различной тактикой и степенью интенсивности, чтобы польское общество начало организовываться и консолидироваться в широкую коалицию социальных сил, кульминацией которой стало создание в августе 1980 года организации и движения «Солидарность». Солидарность, уходящая своими корнями в профсоюзы, потрясла и делегитимизировала коммунистический режим, разоблачая его идеологические, но ложные претензии на то, что страна является свободным «рабочим государством». Это народное движение создало независимое политическое пространство, где могли развиваться и процветать альтернативные институты, виды деятельности и дискурсы. Солидарность всегда преследовала свои политические цели с высокой степенью ненасильственной дисциплины, а также самоограничений. Оба эти элемента сыграли решающую роль в Национальном компромиссе и мирной передаче власти в 1989 году. Этот согласованный переход вывел Польшу на путь успешной демократизации, которая также несла в себе важные признаки ее наследия гражданского сопротивления.

Политическая история движения «Солидарность»

       До второй половины 1970-х годов социальные группы, выступавшие против коммунистического правительства, не были объединены и их деятельность не была хорошо скоординирована. Отсутствие широкой коалиции для объединения различных оппозиционных сил сыграло важную роль в их неудачах. В 1956 году рабочие вышли на улицы Познани, четвертого по величине города Польши, чтобы потребовать экономических и политических перемен, и их демонстрации были жестоко подавлены коммунистическими властями, в результате чего погибло около ста человек. Многие интеллектуалы, все еще надеявшиеся реформировать систему изнутри, не поддержали рабочих в их более радикальных требованиях.

       В 1968 году такая же участь ожидала студентов и интеллектуалов, стремившихся к большей политической свободе. Рабочие были привлечены для проведения демонстраций против студентов «хулиганов, наводящих смуту», и коммунистические правители с легкостью подавляли студентов и интеллигенцию. В 1970 году рабочие вышли на улицы крупных прибрежных городов и потребовали повышения заработной платы и экономических реформ. Сорок пять рабочих были убиты и тысячи ранены во время беспорядков, в то время как интеллигенция и студенты оставались дома и пассивно наблюдали за разворачивающейся трагедией.

       Однако, когда последовавшее за этим восстание рабочих в 1976 году против повышения цен привело к аресту сотен рабочих, интеллигенция присоединилась к забастовщикам. Интеллектуалы уже были воодушевлены своей мобилизацией против поправок к польской конституции 1975 года, которые усилили ведущую роль Коммунистической партии в обществе и обязали Польшу к Вечному товариществу с Советским Союзом, что рассматривалось как яркая иллюстрация потери Польшей государственного суверенитета. В ответ на массовые аресты рабочих в 1976 году некоторые интеллектуалы создали Комитет защиты польских рабочих, который собирал деньги для оплаты юридической защиты рабочих в судах и помощи их семьям.

       Год спустя группа оппозиционеров учредила движение в защиту прав человека и гражданина, призвав коммунистическое правительство выполнить свои международные обязательства, включая признание добровольно подписанных им стандартов в области прав человека. В 1977 году убийство 23-летнего антикоммунистического активиста, скорее всего по приказу спецслужб, активизировало студенчество по всей стране и привело к созданию независимых студенческих организаций. Система подпольного образования была институционализирована в 1978 году, когда была создана Ассоциация академических курсов. Она предлагала тайное преподавание альтернативной истории, литературы, философии, социологии и экономики в частных квартирах и церковных зданиях. Также процветала подпольная оппозиционная пресса, и к концу 1979 года она могла похвастаться более чем 400 различными изданиями, в том числе периодическими.

       1978 год ознаменовался избранием польского кардинала Кароля Войтылы Папой Иоанном Павлом II, который стал первым неитальянским папой с начала XVI века. Визит Папы в 1979 году в его родную страну вывел миллионы людей на открытый воздух в Варшаве, Кракове и Ченстохове. Во время паломничества, которое транслировалось по государственному телевидению и радио, Папа открыто говорил о правах человека и праве на свободу выражения мнений и совести. Впервые в истории польских коммунистов массовая социальная мобилизация и участие в ней происходили без видимого присутствия полиции или государственных сил безопасности.

       На протяжении десятилетий поляки называли свое правительство «они», не уточняя, что означает «мы». Но, как заметил Адам Михник, один из лидеров «Солидарности», поляки наконец-то смогли представить себе «нас». Люди поняли, что их сила заключается в количестве, и это помогло преодолеть коллективный барьер страха. В результате к концу 1970-х годов народная самоорганизация и широкая коалиция рабочих, интеллигенции, студентов, членов католической церкви и крестьян стали мощной силой перемен в польском обществе. Их массовая ненасильственная мобилизация характеризовалась созданием тайного параллельного полиса наряду с существующей авторитарной системой, чтобы освободить общество от контроля правящей партии, не бросая открытого вызова ее доминированию.

       К концу 1970-х годов ухудшение экономической ситуации привело к массовым забастовкам в конце лета 1980 года, в которых участвовали все социальные группы и все регионы Польши, требуя расширения гражданских прав и проведения трудовой реформы. Начав с Гданьского судостроительного завода под руководством Заводского электрика Леха Валенсы и быстро распространившись на другие рабочие места, рабочие организовали Свободный профсоюз под названием «Солидарность». Это заставило правительство уступило требованиям солидарности и разрешить легализацию Солидарности. 31 августа 1980 года было подписано Гданьское соглашение, также известное как Августовское соглашение. Это соглашение привело к созданию профсоюза под названием Солидарность — первого легального Свободного профсоюза в коммунистической Центральной и Восточной Европе — официальное членство в движении выросло за пару недель почти до 10 миллионов человек; 80% государственных служащих, включая членов Коммунистической партии, вступили во вновь узаконенный профсоюз. Угрожаемые размахом и темпами растущей оппозиции и опасаясь возможной советской военной интервенции (хотя историки до сих пор спорят, была ли такая интервенция возможной или вероятной), руководители польских вооруженных сил решили ввести военное положение 13 декабря 1981 года. В результате сотни лидеров «Солидарности» были схвачены и задержаны, а все легальные оппозиционные организации закрыты. Однако объявление военного положения не позволило достичь целей коммунистического правительства. Оппозиционное движение, хотя и ослабленное, выжило и перестроилось в подполье. Его арестованные лидеры были заменены другими активистами, избежавшими ареста, а также рядом женщин-организаторов, которые в отсутствие своих арестованных коллег-мужчин заняли руководящие посты в подпольной прессе и других структурах солидарности. К 1984 году все лидеры «Солидарности» были освобождены, а военное положение отменено.

       Коммунистическое правительство не было достаточно сильным, чтобы сокрушить Солидарность, но и Солидарность не была готова к более насильственным действиям, чтобы достичь власти. Таким образом, в период с 1982 по 1988 год Польша находилась в политическом тупике между государством и обществом, а экономическая ситуация еще более ухудшилась. В течение этих лет коммунистическое правительство хорошо осознавало, что оно не имеет ни внутренней власти, ни внешней легитимности для осуществления каких-либо существенных экономических реформ.

       К концу 1988 года, с ростом числа забастовок и протестов, а также общего экономического недомогания среди польского населения, коммунистическое правительство было готово возобновить Солидарность. Оно согласилось на повторную легализацию профсоюзного движения и начало переговоров о возможном политическом переходе. С его самоограничивающейся философией ненасильственной борьбы и поддержкой Католической Церкви, Солидарность была в состоянии рассмотреть предложение переговоров и принять мирный переход, даже если это означало сохранение экономического и социального статуса правящих элит.

       В результате обсуждений за круглым столом между оппозицией и правительством, которые продолжались с февраля по апрель 1989 года, было достигнуто соглашение о проведении свободных выборов в парламент, которые будут проведены в июне 1989 года. Выборы принесли решительную победу Солидарности. В августе 1989 года первый некоммунистический премьер-министр региона Тадеуш Мазовецкий был назначен польским парламентом главой нового правительства с широким народным мандатом на осуществление широкомасштабных экономических и социальных реформ для стабилизации страны.

Стратегия движения «Солидарность»

       Действия членов «Солидарности» нельзя анализировать независимо от феномена самого движения «Солидарность». Сила солидарности как массового движения сопротивления проистекала из неосязаемой ткани гражданского капитала, созданной толстой сетью человеческих взаимодействий и подпольной деятельности и институтов, целью которых было освободить общество от контроля правительства. Это породило силы не менее мощные и важные для ведения гражданского сопротивления и его окончательного успеха, чем воздействие конкретных стратегий и тактик. Солидарность была не просто оппозиционным движением, она была, перефразируя Вацлава Гавела, коллективным опытом жизни в правде. Солидарность — это чрезвычайная мобилизация граждан из всех слоев общества, объединившихся в знак протеста против коммунистической лжи. Солидарность — это массовое общественное государство, независимо организованное вне сферы государства и включающее в себя целый ряд исторических, культурных, философских и человеческих переживаний.

       Таким образом, это была социализирующая сила, которая поощряла поведенческие установки, основанные на взаимной ответственности, солидарности, помощи, доверии, лояльности; обучающая сила, которая предлагала уроки децентрализованных способов самоорганизации и демократического управления с участием; расширяющая возможности сила, которая поддерживала эгалитаризм, индивидуализм и независимость; и, наконец, ненасильственная сила с ее строгой ненасильственной дисциплиной и верой в большую эффективность ненасильственных действий по сравнению с другими средствами политического противостояния.

       В 1980-х годах «Солидарность» использовала богатую палитру ненасильственных тактик, которая включала, в частности, протесты; листовки; флаги; службы; символические похороны; католические мессы; протестную живопись; парады; марши; забастовки; голодовки; забастовки в шахтах; подпольные социокультурные учреждения: радио, музыку, фильмы, сатиру, юмор; более 400 подпольных журналов с миллионным тиражом, включая литературу о том, как планировать, бастовать и протестовать; альтернативное образование и библиотеки; плотную сеть альтернативного преподавания социальных и гуманитарных наук; запрещенные юбилеи; и интернационализация борьбы солидарности.

       Впоследствии «Солидарность» сформировала коалиционное правительство с объединенной Рабочей Партией Польши, после чего ее лидеры доминировали в национальном правительстве.

       День солидарности и Свободы был провозглашен парламентом Польши в 2005 году. Первое официальное празднование состоялось 31 августа 2005 года в Гданьске.

  • 2020 — 31 августа (Пн)
  • 2021 — 31 августа (Вт)
  • 2022 — 31 августа (Ср)
  • 2023 — 31 августа (Чт)
  • 2024 — 31 августа (Сб)
  • 2025 — 31 августа (Вс)
14 января - какой сегодня праздник?

День памяти жертв репрессий в Узбекистане

14 января - какой сегодня праздник?

День самоуправления Северного Борнео в Сабахе (Малайзия)