в

Лохри (Lohri) в Индии

       Лохри (Lohri) — это фольклорный фестиваль пенджабцев, который отмечают в основном сикхи и индусы во многих штатах северной Индии, включая Пенджаб, Харьяна и Химачал-Прадеш. Значений и легенд о фестивале Лохри много, и все они связывают фестиваль с регионом Пенджаба.

Год Дата День Праздник
2020 14 Янв Вт Лохри
2021 13 Янв Ср Лохри
2022 13 Янв Вт Лохри
2023 14 Янв Сб Лохри
2024 14 Янв Вс Лохри
2025 13 Янв Пн Лохри

       Считается, что праздник отмечает середину зимы и зимнее солнцестояние. Лохри связан с календарем Бикрами и отмечается за день до праздника Маги, который празднуется в Индии как Макар Санкранти. Лохри выпадает на месяц (Пауш) и устанавливается по пенджабскому календарю, и в большинстве лет он приходится примерно на одну и ту же дату 13 января по григорианскому календарю.

История празднования Лохри

       Есть много легенд о происхождении фестиваля Лохри. Лохри — это празднование начала более длинных дней после зимнего солнцестояния . Согласно легенде, в древние времена Лохри отмечали в конце месяца, когда наступает зимнее солнцестояние. На следующий день после Лохри отмечается Маги Санкранти. 

       По происхождению Лохри — это древний праздник середины зимы в регионах, расположенных недалеко от Гималайских гор, где зима холоднее, чем на остальной части субконтинента. Индусы традиционно зажигали костры в своих дворах после нескольких недель уборки урожая в сезон раби, общались сидя вокруг костра, пели и танцевали, отмечая конец зимы и начало более длинных дней. После ночи празднования вокруг костра индусы отмечали Макар Санкранти и отправлялись купаться в священный водоем, такой как река или озеро. 

       Древнее значение праздника заключается как в праздновании зимнего сезона урожая, так и в воспоминании Бога Солнца Сурья. В традиционных песнях празднования Лохри упоминается бог индийского солнца, которого люди просит тепла и благодарят его за возвращение. Другие легенды объясняют праздник как народное почитание Бога Огня (Агни) или богини Лохри.

       Еще одна легенда связывает Лохри со сказкой о Дулле Бхатти . Центральной темой многих песен праздника Лохри является легенда о Дулле Бхатти, который жил в Пенджабе во времена правления императора Великих Моголов Акбара. Его считали героем в Пенджабе, за то, что он спас индусских девушек от насильственного вывоза на продажу на рабский рынок на Ближнем Востоке. Среди тех, кого он спас, были две девушки Сундри и Мундри, которые постепенно стали темой фольклора Пенджаба. В рамках празднования Лохри дети ходят по домам, исполняя традиционные народные песни Лохри о «Дулле Бхатти». Один человек поет, а другие заканчивают каждую строчку громким «Хо!» в унисон. После того, как песня заканчивается, дети получают сладости, еду, а иногда и деньги. 

Традиции и обычаи празднования Лохри

       Разжигание костра во время этого зимнего праздника является древней традицией.

     В Пенджабе праздник урожая Лохри отмечается с поеданием початков жареной кукурузы нового урожая. Январский урожай сахарного тростника также присутствует в блюдах фестиваля Лохри. Блюда из сахарного тростника, такие как гурх и гачак, являются центральными для празднования Лохри, как и орехи, которые собирают в январе. Другим важным продуктом питания Лохри является редька, которую можно собирать в период с октября по январь. Горчица сарептская культивируется в этом регионе в основном в зимние месяцы, поскольку урожай подходит для агроклиматических условий. Соответственно, горчица сарептская также является зимним продуктом. Традиционно на праздничном столе присутствуют гаджак, сарсон да сааг с макки ди роти, редька, молотые орехи и яггерин.  Также традиционно есть «тиль рис», который готовится путем смешивания ячменя , семян кунжута и риса. В некоторых местах это блюдо называется «Трихоли».

       В разных местах штата Пенджаб, примерно за 10-15 дней до Лохри, группы юношей и девушек подростков ходят по окрестностям, собирая бревна для костра Лохри. В некоторых местах они также собирают такие предметы, как зерно и сахарный тростник, которые  они потом продают, а вырученные от продажи деньги делят между собой. 

       Популярное занятие, которым занимаются мальчики, состоит в том, чтобы выбрать члена группы, смазать его лицо пеплом и обвязать его талию веревкой. Идея состоит в том, чтобы выбранный человек выступал в качестве сдерживающего фактора для людей, которые воздерживаются от предоставления предметов Лохри. Мальчики будут петь песни Лохри с просьбой о предметах Лохри. Если того что дали достаточно, то домовладельцу будет выдан ультиматум — либо дать больше, либо веревка будет ослаблена. Если ультиматум не сработает, то мальчик, у которого испачкано лицо, попытается войти в дом и разбить глиняные горшки или глиняную печь. 

       В течение дня дети также ходят от двери к двери и поют народные песни. Этим детям дают различные угощения и деньги. Отказаться давать и оставить детей с пустыми руками считается неблагоприятным. Там, где в домах встречаются молодожены и новорожденные,  увеличивается количество запросов на угощение.

       Коллекции угощений, собранных детьми, обычно состоят из тила, гаччак, хрустального сахара, гура (яггери), луногали (арахис) и фулии или попкорна. Арахис, попкорн и другие продукты питания бросают в огонь. Для некоторых выбрасывание пищи в огонь означает сгорание старого года и начало следующего года в день Макар Санкранти.

       Церемония разведения костра отличается в зависимости от местоположения в Пенджабе. В некоторых частях огонь разжигают из небольшого изображения народной богини Лохри, украшенного коровьим навозом, и поют ей хвалебные песни. Народная богиня Лохри считается древним аспектом празднования и является частью давней традиции празднования зимнего солнцестояния. В других местах огонь Лохри состоит из коровьего навоза и дерева, без использования изображения богини Лохри. 

       Костер горит на закате на главной деревенской площади. Люди бросают в костер семена кунжута, гур, леденцы и выпечку , сидят вокруг него, поют и танцуют, пока не погаснет огонь. Некоторые люди совершают молитву и ходят вокруг огня в знак уважения к огню,  что является обычной традицией в празднованиях зимнего солнцестояния. Традиционно гостям предлагается тиль, гаччак, гур, луногали (арахис) и фулия или попкорн. Молоко и вода используются индусами в качестве  напитка вокруг костра, чтобы поблагодарить Бога Солнца  и попросить к него защиты. 

       Среди некоторых общин синдхи, фестиваль традиционно отмечается как Лал Лой . В день Лал Лое дети приносят деревянные палочки от своих бабушек и дедушек и разжигают огонь. Люди танцуют и играют у костра, наслаждаясь общением. Фестиваль набирает популярность среди синдхи, где Лохри не является традиционным праздником.

       В домах, в которых недавно состоялся брак или роды, празднование Лохри имеет больший размах. Пенджабцы часто проводят частные праздники Лохри в своих домах. Выполняются ритуалы Лохри под аккомпанемент специальных традиционных песен Лохри. 

       Пение и танцы являются неотъемлемой частью празднования. Люди носят яркую одежду и танцуют бхангу и гидду в такт дхол . Песни поются, и все радуются. Сарсон да сааг и макки ди роти обычно подают в качестве основного блюда на обеде Лохри. Лохри — это прекрасный праздник, который имеет большое значение для фермеров. Тем не менее, люди, проживающие в городских районах, также празднуют Лохри, так как этот фестиваль дает возможность общаться с семьей и друзьями. Лохри — это праздник костра, который посвящен единению — день, чтобы согреть руки и сердца.

Магх Биху в Индии (Magh Bihu)

Бхоги (Bhogi) в Индии