в

Ме-Дам-Ме-Пхи (Me-Dam-Me-Phi) в Индии

       Ме-Дам-Ме-Пхи (Me-Dam-Me-Phi) является самым важным общинным праздником поклонения предкам в религии Ахом, который отмечается народом Ахом штата Ассам и  Аруначал-Прадеш ежегодно 31 января в память об усопших. Это проявление концепции поклонения предкам, которую Ахомы разделяют с другими народами, происходящими из племени тай. Это праздник, чтобы показать уважение к усопшим предкам и вспомнить их вклад в общество.

Год Дата День Праздник
2020 31 Янв Пт Ме-Дам-Ме-Пхи
2021 31 Янв Вс Ме-Дам-Ме-Пхи
2022 31 Янв Пн Ме-Дам-Ме-Пхи
2023 31 Янв Вт Ме-Дам-Ме-Пхи
2024 31 Янв Ср Ме-Дам-Ме-Пхи
2025 31 Янв Пт Ме-Дам-Ме-Пхи

      Слово «Me» означает подношение. «Dam» означает предков, а «Phi» означает богов. Таким образом, слово «Mae Dam Mae Phi» ​​означает жертвоприношения, предлагаемые духам Предков.

История празднования Ме-Дам-Ме-Пхи

       Ахомы имеют свои собственные принципы и веру. Из Хроник Ахома можно узнать, что когда Ленгдон, царь Мон Пхи (Небесного Царства), послал двух своих внуков Кунлунга и Кхунлай в Монг Ри (нынешняя Сишуанбаньна, Китай) в тот момент, Е-Ченг-Фа Бог знания посоветовал им в разное время года совершать Умфа, Пхуралонг, Ме-Дам-Ме-Пхи и Рик-Хван поклоняться в разные месяцы года по разным поводам, чтобы воздать должное фи-дам (духу предков) и элементам Хвана. С того дня и по сей день Ме-Дам-Ме-Пхи соблюдается всеми тай-ахомами.

       Есть несколько случаев проведения этого фестиваля королями Ахом. В «Ахом Буранджи», переведенном Боруахом, упоминается, что Сухунгмунг после победы над Качари на берегах реки Дхансири в 1563 году занял всю долину Дхансири вместе с северной частью реки Колонг. По сложившейся традиции король Сухунгмун в ознаменование этой победы провел в своей столице праздник Ме-Дам-Ме-Пхи и Рихван, пожелав долголетия себе и своим подданным. Сукхамфа Алиас Кхура Раджа, понимая опасность от Кочей, заключил союз с королем Коч, и после этого успешного союза король провел Ме-Дам-Ме-Пхи в своей столице. Король Пратап Сингха трижды проводил фестиваль Ме-Дам-Ме-Пхи.

       Во-первых, он был проведен в 1606 г. после разгрома Великих Моголов на слиянии рек Капили и Мора Доян. Второй раз в 1615 г. после победы над Великими Моголами при Агия Бандхе. Он провел этот фестиваль в третий раз, чтобы получить благословение от своих предков после поражения Монголам. Супангмун совершил «Ме Дам Ме Пхи», так как у него возникло подозрение, что во время его правления государство столкнулось со многими опасностями, включая гибель многих людей в битвах при Хаджо и Кане от рук Моголов, потому что он не поклялся своему покойному брату Сурамфе.

       Во время правления Суньеофаа, когда внезапно рухнула деревянная балка королевского двора, астрологи предложили королю провести Ме-Дам-Ме-Пхи, и король это сделал. Король Судингфаа после кремации своего брата Суклингфаа в Чараидео под деревом Нуни совершил поклонение предкам, исполнив Ме Дам Ме Пхи. Таким образом, видно, что цари Ахома неоднократно совершали Ме Дам Ме Пхи во многих случаях для предотвращения любой неминуемой опасности, отмечая победу и желая долголетия.

       Когда Ме-Дам-Ме-Пхи совершается публично, поклонение предлагается во имя трех богов — Me Dam Me Phi, Dam Changphi и Grihadam. Бог Дам Чао Пхи связан с верой в некоторые природные силы, такие как созидание и разрушение, вода, молния и шторм, солнце, луна, обучение, болезни, земля и т. Д. Поклонение совершается жрецами Ахома Деодаем и Байлунгом, повторяя мантры на языке Ахом и следуя кодам, приведенным в рукописях (книгах), таких как Phralung и Banfi, и т. д. Бог Dam Chang Phi является Богом-предком от шестого до четырнадцатого поколения семьи. Грихадам также является Богом-предком до четвертого поколения семьи. Поклонение Грихадаму совершается в месяце Кати во время сбора урожая нового риса Аху, в месяце Агоне во время сбора нового Сали Дхана и во время трех Биху.

        В день Ме-Дам-Ме-Пхи поклоняются только Чауфи и Дам Чауфи, потому что они считаются богами небес. Чанфи и Грихадаму не поклоняются в тот день, потому что они считаются земными богами.

       Ахомы верят, что человек после своей смерти остается «Дам» (предком) только в течение нескольких дней, и вскоре он становится «Пхи» (Богом). Они также верят, что бессмертная душа человека соединяется с Высшей Душой и обладает качествами духовного существа и всегда благословляет семью. Поэтому каждая семья Ахом, чтобы поклоняться мертвым, устанавливает столб на противоположной стороне кухни (Баргар), который называется «Дамкхута», где они поклоняются мертвым с различными подношениями, такими как домашнее вино, мах-прасад, рис с различным мясом и рыбой.

      Ме-Дам-Ме-Пхи не только отражает нравы и обычаи Ахомов, но и помогает создать единство, чувство братства и взаимопонимания среди нового поколения.

      Ме-Дам-Ме-Пхи — один из важных фестивалей, отмечаемых Ахомами с очень древних времен. Этот праздник соблюдается семьями и публично королем и простыми людьми. В настоящее время этот праздник соблюдается настолько широко всеми жителями Ассама, что его лучше назвать фестивалем, а не обычным поклонением.

Васант Панчами (Vasant Panchami) в Индии

Новый год во Франции