в

День рождения Далай-ламы

День рождения Далай-ламы

       Большинство буддийских праздников отмечаются по лунному календарю. Однако есть несколько исключений. Например, тибетские буддисты празднуют день рождения Далай-ламы 6 июля по григорианскому календарю.

       Тибетский буддизм, вероятно, наиболее известен своей системой воплощенных лам (духовных лидеров). Считается, что Далай-лама является преемником в линии Тулку (реинкарнаций), которые считаются воплощениями Авалокитешвары, бодхисаттвы, воплощающего сострадание всех Будд. Но он стал первой глобальной фигурой, которая защищала буддизм и права народа Тибета. Несмотря на свою славу, он обходился без особой помпезности и называл себя «простым буддийским монахом».

       Нынешний Далай-лама является четырнадцатым духовным лидером школы Гелуг тибетского буддизма. Он родился Лхамо Тхондуп в июле 1935 года в бедной фермерской семье. Он как девятый из шестнадцати детей и один из семи братьев и сестер пережил детство. Лхамо Тхондуп был признан реинкарнацией предыдущего Далай-ламы в 1937 году и возведен на престол в качестве Далай-ламы в 1940 году.

       Согласно догмату тибетского буддизма (который традиционно процветал не только в Тибете, но и в Монголии, Непале, Сиккиме, Бутане и других частях Индии и Китая) высокоразвитые религиозные учителя возвращаются в мир после своей смерти, движимые состраданием к миру. Далай-Лама — призыв к состраданию.

       Во время китайского вторжения в Тибет в 1950 году было несколько тысяч таких учителей, часто именуемых «воплощенными ламами» (термин по-тибетски — sprul sku, буквально означает «тело эманации»). Самым важным и знаменитым из этих учителей был Далай-Лама, чья линия началась в 14 веке. Третья инкарнация, названная Bsod-nams-rgya-mtsho (1543-88), была названа Далай-ламой («учителем океана”) монгольским вождем Алтаном в 1580 году. Два его предыдущих воплощения были посмертно названы первым и вторым Далай-ламами. До XVII века Далай-ламы были выдающимися религиозными учителями секты Дже-лугс-па (обычно называемой желтой шапкой), одной из четырех основных сект тибетского буддизма. В 1642 году пятый Далай-лама получил временное управление Тибетом, и Далай-ламы оставались главой государства вплоть до бегства 14-го Далай-ламы в изгнание в 1959 году. Говорят, что предыдущие воплощения 14-го Далай-ламы простираются не только на предыдущие 13, но и еще дальше в тибетскую историю, включая первых буддийских царей (chos rgyal) 7-го, 8-го и 9-го веков. Все Далай-ламы и эти ранние цари считаются человеческими воплощениями Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания и защитника Тибета.

Жизнь Далай-лама в Тибете

       13-й Далай-Лама умер в Лхасе, столице Тибета, 17 декабря 1933 года. Согласно обычаю, исполнительная власть была отдана регенту, главной задачей которого было определить и обучить следующего Далай-Ламу, который обычно брал на себя управление страной примерно в возрасте 20 лет. Посоветовавшись с разными оракулами, регент разослал поисковые отряды, чтобы найти ребенка. Одна группа отправилась в Амдо, расположенный на дальнем северо-востоке тибетской культурной области, где она встретила молодого мальчика по имени Лхамо Дхондуп, сына фермера. Пройдя ряд испытаний (в том числе отбор личных вещей, принадлежавших 13-му Далай-ламе), он был провозглашен следующим Далай-ламой. Тогда он и его семья были взяты в заложники могущественным китайским военачальником. Выкуп был выплачен тибетским правительством, и ребенок вместе с семьей совершил долгое путешествие в Лхасу, где 22 февраля 1940 года был возведен на престол.

        Приняв сан буддийского монаха, молодой Далай-Лама переехал (без своей семьи) в огромный Дворец Потала (резиденция Далай-Лам и резиденция тибетского правительства), где он начал строгое монашеское образование под руководством выдающихся ученых. Однако государственные дела оставались в руках регента, который сохранил нейтралитет Тибета во время Второй мировой войны. Несмотря на то, что Далай-Лама был отстранен от международных дел, он кое-что узнал о внешнем мире из журналов и кинохроники, а также от австрийского альпиниста Генриха Харрера за семь лет пребывания последнего в Тибете.

       С связи с надвигающимся кризисом, между Китаем и Тибетом, Далай-Ламе было предложено принять на себя роль главы государства, что он и сделал 17 ноября 1950 года в возрасте 15 лет. Попытки китайцев коллективизировать монастырские владения в Восточном Тибете встретили сопротивление, что привело в том же году к насилию и вмешательству Народно-освободительной армии. 23 мая 1951 года Тибетская делегация в Пекине подписала «соглашение из Семнадцати пунктов» (под давлением), уступив контроль над Тибетом Китаю; китайские войска вошли в Лхасу 9 сентября 1951 года. В течение следующих семи с половиной лет молодой Далай-Лама стремился защитить интересы тибетского народа, отправившись в 1954 году в Китай на год, в ходе которого он встретился с китайским лидером Мао Цзэдуном.

       В 1956 году Далай-Лама отправился в Индию, чтобы принять участие в праздновании 2500-й годовщины просветления Будды. Вопреки советам некоторых членов своего круга он вернулся в Тибет, где ситуация продолжала ухудшаться. Партизаны сражались с китайскими войсками в Восточном Тибете, и значительное число беженцев хлынуло в столицу. В феврале 1959 года, несмотря на беспорядки, Далай-Лама сдавал экзамен на звание Геше («духовного друга»), что было высшим достижением схоластики в секте Дже-лугс-па.

      Поскольку напряженность продолжала нарастать, слухи о том, что китайские власти планируют похитить Далай-ламу, привели к народному восстанию в Лхасе 10 марта 1959 года, когда толпы людей окружили Летний дворец Далай-ламы, чтобы защитить его. Беспорядки привели к нарушению связи между правительством Далай-ламы и китайскими военными властями, и во время хаоса Далай-Лама (переодетый тибетским солдатом) бежал под покровом темноты 17 марта. В сопровождении небольшой группы своих родственников и учителей, сопровождаемый партизанами, Далай-Лама пешком и верхом пересек Гималаи, преследуемый китайскими войсками. 31 марта он и его сопровождающие прибыли в Индию, где индийское правительство предоставило им убежище.

Жизнь Далай-ламы в изгнании

        После восстания в Лхасе и укрепления китайской власти в Тибете десятки тысяч тибетцев последовали за Далай-ламой в изгнание. В 1960 году он основал свое правительство в изгнании в Дхарамсале, бывшей британской горной станции в индийском штате Химачал-Прадеш, где продолжал проживать. Однако правительство Индии неохотно разрешало всем тибетским беженцам сосредотачиваться в одном регионе и таким образом создавало поселения по всему субконтиненту, где тибетцы основывали фермерские общины и строили монастыри. Благополучие беженцев и сохранение тибетской культуры в изгнании, особенно в свете сообщений о систематическом разрушении тибетских институтов во время китайской культурной революции (1966-76 гг.), были главными заботами Далай-ламы в этот период.

       Далай-Лама мало путешествовал в начале своего изгнания и опубликовал только две книги: Введение в буддизм и автобиографию. Однако в последующие годы он довольно много путешествовал, впервые посетив Европу в 1973 году и Соединенные Штаты в 1979 году. Впоследствии он побывал в десятках других стран, выступая с речами в колледжах и университетах, встречаясь с политическими и религиозными лидерами и читая лекции по буддизму.

       Его деятельность была сосредоточена на двух основных целях, одна из которых заключалась в повышении и поддержании международной осведомленности о бедственном положении Тибета. В 1988 году на сессии Европейского парламента в Страсбурге, Франция, он изложил план, согласно которому Тибет будет автономным районом Китая, а не независимым государством. Он продолжал отстаивать то, что он называл «промежуточным подходом» между полной независимостью Тибета и его полным поглощением Китайской Народной Республикой. Он также направил многочисленные делегации в Китай для обсуждения таких предложений, но они не увенчались успехом. В знак признания его усилий в 1989 году ему была присуждена Нобелевская премия мира.

       Другой его целью было распространение основных догматов буддизма среди широкой аудитории. Он является автором десятков книг на буддийские темы, многие из которых взяты из публичных лекций или интервью. Некоторые из этих работ написаны в традиционной форме комментариев к буддийским священным писаниям, в то время как другие охватывают более широкие темы, такие как межрелигиозный диалог и совместимость буддизма и науки.

       На протяжении всей своей жизни Далай-Лама выполнял свои традиционные роли для тибетской общины: он почитается тибетцами как в Тибете, так и в изгнании как человеческое воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары и как защитник тибетского народа. В последней роли он консультировался с оракулами при принятии важных решений и делал заявления о практике тибетского буддизма, как в 1980 году и снова в 1996 году, когда он выступал против умилостивления гневного божества Дордже Шугдена, одного из защитников секты Дже-лугс-па.

          После того как Далай-лама достиг 70-летнего возраста, вопрос о его преемнике неоднократно поднимался. В 1980-х годах его публичные рассуждения о том, не потребуется ли еще один Далай-Лама, были восприняты некоторыми как призыв к тибетской общине сохранить свою культуру в изгнании. В течение первого десятилетия XXI века он объявил, что будет 15-й Далай-Лама и что его обнаружат не в контролируемом Китаем Тибете, а в изгнании. Однако впоследствии он предложил назначить своего преемника. Китайское правительство отвергло эту идею и настаивало на сохранении традиции выбора нового Далай-ламы путем определения реинкарнации его предшественника. В 2011 году Далай-лама ушел с поста политического главы тибетского правительства в изгнании.

       Предыдущие Далай-ламы часто были фигурами, окутанными тайной, живущими в изоляции во Дворце Потала в Лхасе. 14-й Далай-Лама, напротив, достиг такого уровня известности и популярности, который был бы невообразим для его предшественников. Он стал самым известным буддийским учителем в мире и пользуется всеобщим уважением за свою приверженность как ненасилию, так и Делу тибетской свободы. В 2012 году он получил премию Темплтона.

       День рождения Далай-ламы отмечают тибетские буддисты по всему миру. В этот день они молятся за здоровье и долголетие своего духовного лидера.

  • 2020 — 6 июля (Пн)
  • 2021 — 6 июля (Вт)
  • 2022 — 6 июля (Ср)
  • 2023 — 6 июля (Чт)
  • 2024 — 6 июля (Сб)
  • 2025 — 6 июля (Вс)
День рождения Эйно Лейно в Финляндии

День рождения Эйно Лейно в Финляндии

3 февраля - какой сегодня праздник?

Начало буддийского поста (Beginning of Vassa)