Лори (Lohri) — это фольклорный фестиваль пенджабцев, который отмечают в основном сикхи и индусы во многих штатах северной Индии, включая Пенджаб, Харьяна и Химачал-Прадеш. Значений и легенд о фестивале Лохри много, и все они связывают фестиваль с регионом Пенджаба.
Год | Дата | День | Праздник |
2020 | 14 Янв | Вт | Лори |
2021 | 13 Янв | Ср | Лори |
2022 | 13 Янв | Вт | Лори |
2023 | 14 Янв | Сб | Лори |
2024 | 14 Янв | Вс | Лори |
2025 | 13 Янв | Пн | Лори |
Считается, что праздник отмечает середину зимы и зимнее солнцестояние. Лори связан с календарем Бикрами и отмечается за день до праздника Маги, который празднуется в Индии как Макар Санкранти. Лохри выпадает на месяц (Пауш) и устанавливается по пенджабскому календарю, и в большинстве лет он приходится примерно на одну и ту же дату 13 января по григорианскому календарю.
История празднования Лори
Есть много легенд о происхождении фестиваля Лори. Лори — это празднование начала более длинных дней после зимнего солнцестояния . Согласно легенде, в древние времена Лори отмечали в конце месяца, когда наступает зимнее солнцестояние. На следующий день после Лори отмечается Макара Санкранти.
По происхождению Лори — это древний праздник середины зимы в регионах, расположенных недалеко от Гималайских гор, где зима холоднее, чем на остальной части субконтинента. Индусы традиционно зажигали костры в своих дворах после нескольких недель уборки урожая в сезон раби, общались сидя вокруг костра, пели и танцевали, отмечая конец зимы и начало более длинных дней. После ночи празднования вокруг костра индусы отмечали Макара Санкранти и отправлялись купаться в священный водоем, такой как река или озеро.
Древнее значение праздника заключается как в праздновании зимнего сезона урожая, так и в воспоминании Бога Солнца Сурья. В традиционных песнях празднования Лори упоминается бог индийского солнца, которого люди просит тепла и благодарят его за возвращение. Другие легенды объясняют праздник как народное почитание Бога Огня (Агни) или богини Лори.
Еще одна легенда связывает Лори со сказкой о Дулле Бхатти . Центральной темой многих песен праздника Лохри является легенда о Дулле Бхатти, который жил в Пенджабе во времена правления императора Великих Моголов Акбара. Его считали героем в Пенджабе, за то, что он спас индусских девушек от насильственного вывоза на продажу на рабский рынок на Ближнем Востоке. Среди тех, кого он спас, были две девушки Сундри и Мундри, которые постепенно стали темой фольклора Пенджаба. В рамках празднования Лохри дети ходят по домам, исполняя традиционные народные песни Лори о «Дулле Бхатти». Один человек поет, а другие заканчивают каждую строчку громким «Хо!» в унисон. После того, как песня заканчивается, дети получают сладости, еду, а иногда и деньги.
Традиции и обычаи празднования Лори
Разжигание костра во время этого зимнего праздника является древней традицией.
В разных местах штата Пенджаб, примерно за 10-15 дней до Лори, группы юношей и девушек подростков ходят по окрестностям, собирая бревна для костра Лори. В некоторых местах они также собирают такие предметы, как зерно и сахарный тростник, которые они потом продают, а вырученные от продажи деньги делят между собой.
Популярное занятие, которым занимаются мальчики, состоит в том, чтобы выбрать члена группы, смазать его лицо пеплом и обвязать его талию веревкой. Идея состоит в том, чтобы выбранный человек выступал в качестве сдерживающего фактора для людей, которые воздерживаются от предоставления предметов Лори. Мальчики будут петь песни Лохри с просьбой о предметах Лори. Если того что дали достаточно, то домовладельцу будет выдан ультиматум — либо дать больше, либо веревка будет ослаблена. Если ультиматум не сработает, то мальчик, у которого испачкано лицо, попытается войти в дом и разбить глиняные горшки или глиняную печь.
В течение дня дети также ходят от двери к двери и поют народные песни. Этим детям дают различные угощения и деньги. Отказаться давать и оставить детей с пустыми руками считается неблагоприятным. Там, где в домах встречаются молодожены и новорожденные, увеличивается количество запросов на угощение.
Коллекции угощений, собранных детьми, обычно состоят из тила, гаччак, хрустального сахара, гура (яггери), луногали (арахис) и фулии или попкорна. Арахис, попкорн и другие продукты питания бросают в огонь. Для некоторых выбрасывание пищи в огонь означает сгорание старого года и начало следующего года в день Макара Санкранти.
Церемония разведения костра отличается в зависимости от местоположения в Пенджабе. В некоторых частях огонь разжигают из небольшого изображения народной богини Лори, украшенного коровьим навозом, и поют ей хвалебные песни. Народная богиня Лори считается древним аспектом празднования и является частью давней традиции празднования зимнего солнцестояния. В других местах огонь Лори состоит из коровьего навоза и дерева, без использования изображения богини Лори.
Костер горит на закате на главной деревенской площади. Люди бросают в костер семена кунжута, гур, леденцы и выпечку , сидят вокруг него, поют и танцуют, пока не погаснет огонь. Некоторые люди совершают молитву и ходят вокруг огня в знак уважения к огню, что является обычной традицией в празднованиях зимнего солнцестояния. Традиционно гостям предлагается тиль, гаччак, гур, луногали (арахис) и фулия или попкорн. Молоко и вода используются индусами в качестве напитка вокруг костра, чтобы поблагодарить Бога Солнца и попросить к него защиты.
Среди некоторых общин синдхи, фестиваль традиционно отмечается как Лал Лой . В день Лал Лое дети приносят деревянные палочки от своих бабушек и дедушек и разжигают огонь. Люди танцуют и играют у костра, наслаждаясь общением. Фестиваль набирает популярность среди синдхи, где Лори не является традиционным праздником.
В домах, в которых недавно состоялся брак или роды, празднование Лохри имеет больший размах. Пенджабцы часто проводят частные праздники Лохри в своих домах. Выполняются ритуалы Лори под аккомпанемент специальных традиционных песен Лори.
Пение и танцы являются неотъемлемой частью празднования. Люди носят яркую одежду и танцуют бхангу и гидду в такт дхол . Песни поются, и все радуются. Сарсон да сааг и макки ди роти обычно подают в качестве основного блюда на обеде Лори. Лори — это прекрасный праздник, который имеет большое значение для фермеров. Тем не менее, люди, проживающие в городских районах, также празднуют Лори, так как этот фестиваль дает возможность общаться с семьей и друзьями. Лори — это праздник костра, который посвящен единению — день, чтобы согреть руки и сердца.